Adidas, Nike и IKEA: как работает партизанский маркетинг
Партизанский маркетинг — это креативные способы создания рекламы, которые позволяют эффективно продвигать товар или услугу, почти не вкладывая денег. Рассказываем о том, как популярные бренды используют этот способ продвижения.
Почему именно партизанский и в чем его особенность
Понятие «партизанский маркетинг» появилось в 1984 году. Его начал использовать Джей Конрад Левинсон, бывший креативный директор рекламного агентства «Лео Бернетт». Он написал книгу «Партизанский маркетинг», где сравнил военных партизан, ведущих войны маленькими группами без серьезного вооружения, с малым бизнесом, у которого нет больших рекламных бюджетов для продвижения своих товаров и услуг. Левинсон предложил быть изобретательным и использовать альтернативные бюджетные рекламные носители.
Этот метод прежде всего рассматривали только для малых бизнесов со скромными бюджетами. Однако, заметив высокую эффективность, метод взяли на вооружение и крупные игроки рынка.
Главное отличие партизанского маркетинга от любого другого — это отказ от традиционных способов рекламы. Вместо этого используют недорогие рекламные носители и нетрадиционные каналы.
Секрет успеха партизанского маркетинга в том, чтобы быть смелым, креативным и выходить за границы привычного. Такая реклама должна заставать врасплох, появляться в том виде, в котором аудитория точно не ожидала ее увидеть. Такие рекламные проявления с использованием творческого подхода могут отчасти или полноценно заменить большие инвестиции в традиционную рекламу.
Партизанский маркетинг имеет вирусный эффект: увидев интересную рекламную подачу, люди делятся роликом друг с другом. Часто к таким проектам проявляют интерес СМИ. Как результат — повышается узнаваемость бренда.
Adidas
Один из ярких примеров партизанского маркетинга реализовала компания Adidas. В коллаборации с городскими властями Берлина бренд выпустил оригинальные кроссовки — Berliner Sneakers. В дизайн были интегрированы элементы текстильной обивки кресел берлинского городского транспорта. Но самое интересное в том, что язычок этих кроссовок — версия настоящего проездного билета на год. Учитывая высокую стоимость проезда в Берлине, это стало очень выгодным предложением для покупателей и отличным рекламным ходом.
National Geographic
Реклама на общественном транспорте дает большие охваты, поэтому этот способ достаточно действенный. Телеканал National Geographic решил покреативить и в виде рекламы разместил гигантскую акулу на автобусе. Пасть акулы открывалась и закрывалась вместе с дверью транспорта. Идея была очень смелой, но понравилась она не всем пассажирам.
Nike
В своей рекламе Nike всегда акцентировали на мотивации, а их партизанская кампания в Нью-Йорке не стала исключением. Компания установила необычные скамейки в парках со своим логотипом и надписью RUN на спинке сидений. Интересно то, что панель для сидения сняли, поэтому единственное, что остается — бежать. Простой, эффективный и четкий месседж.
Folgers Coffee
Рекламное агентство Saatchi & Saatchi разработало кампанию для кофейного бренда Folgers Coffee: на канализационные люки наклеили наклейки с изображением чашки кофе. В холодную погоду из люков поднимался пар — было похоже, что он поднимается из чашки горячего напитка.
Volkswagen
Компания Volkswagen выбрала своей рекламной площадкой подземную парковку. Над каждым парковочным местом они повесили «облака» с текстом: I wish I was a New GTI (Я хотел бы быть новым GTI — это одна из моделей бренда). На этой парковке каждый из водителей знает, о чем мечтает его машина. Конечно, о том, чтобы стать Фольксвагеном.
Superman: Man of Steel
С рекламой в лифте также есть пространство для креатива. Например, фильм «Возвращение Супермена: Человек из стали» прорекламировали в такой интересный способ. Здесь и реклама премьеры, и приглашение заглянуть на сайт нового фильма.
IKEA
Мягкий диван от IKEA — хоть и недолговечная, но комфортная альтернатива обычным лавкам на остановке. В ожидании автобуса можно даже прилечь, чтобы сразу провести тест-драйв, а затем отправиться в IKEA за новой мебелью для своей спальни.
О 5 маркетинговых уроках от IKEA читайте в другой нашей статье.
Frontline
«Убери блох от своей собаки», — слоган рекламной кампании средства против блох. Компания выбрала смелый и очень креативный способ прорекламировать себя. Стоит подняться на второй этаж торгового центра, и все люди, оставшиеся внизу, становятся похожими на блох.