10 аспектов маркетинга, которые должен понимать каждый предприниматель

Предприниматель не обязан глубоко разбираться во всех тонкостях маркетинга, но понимать базовые вещи все же нужно. Хотя бы для того, чтобы уметь определять эффективность нанятого работника и иметь примерное представление об инструментах и их работе. Вот 10 пунктов, которые прямым или косвенным образом относятся к маркетингу, и которые должен понимать любой предприниматель:

Аватар клиента

Знайте своего потребителя в лицо. Чаще всего это даже несколько видов клиентов, которые обращаются к вам за продуктом по разным причинам и с разной мотивацией. При этом клиенты могут меняться с развитием компании. Поэтому изучать свою ЦА важно не только в начале пути, а периодически. Узнайте, чем они интересуются, как используют ваш продукт, почему он им нравится и из-за чего выбирают именно вас. Чем больше вам будет известно о своем клиенте, тем легче будет продавать свой товар.

Стратегия

Фактически это дорожная карта вашей компании. Иногда можно встретить предпринимателей, которые открывают магазин или кофейню и сразу же пытаются выживать, импровизируя на ходу. Если расписать план действий заранее, имея в виду возможные форс-мажоры, работать будет гораздо проще. Конечно, всего не предусмотришь, но и стратегия довольно гибкий инструмент, который можно и нужно изменять, отталкиваясь от обстановки.

Каналы продвижения

Не зацикливайтесь на одном рабочем инструменте, игнорируя все остальные. Но и бросаться на все площадки разом тоже не стоит, если только у вас нет больших рекламных бюджетов и команды специалистов. Найдите баланс в каналах продвижения, чтобы использовать их в большом количестве, но работать с ними с достаточным вовлечением. Один и тот же пост в 15 соцсетей разом – это не эффективный маркетинг. Лучше используйте 3 платформы, но на каждую придумайте свою активность. Когда уверены, что нынешние каналы работают хорошо и они не отнимают много времени, можно начинать тестировать новые.

Разная эффективность инструментов

Не все инструменты приносят клиентов сразу. Некоторые вообще работают больше на пиар, чем на продажи. Один и тот же инструмент может решать разные задачи, поэтому изначально поставьте цели для площадки, таргета или сервиса, а потом уже смотрите — достигли вы ее или нет. Также не забывайте про длительность работы до первых результатов. Например, контент-маркетинг или SMM покажут первый ощутимый эффект только через полгода или год, а таргет или директ приведут клиентов уже сегодня.

Бесплатного продвижения нет

Реклама всегда требует денег или, как минимум, бартера. Бесплатных способов продвижения сейчас практически не осталось. Вы можете спамить в соцсетях, но вас быстрее забанят, чем вы получите хотя бы одного клиента. Можете лайкать публикации целевой аудитории и ждать с моря погоды. Но лучше потратить пару тысяч рублей и настроить таргетированную рекламу, которая сработает лучше долгих бесплатных способов. В результате вы все равно потратите ресурс. Если не деньги, то время работника или свое личное. Поэтому лучше потратить немного денег, а время уделить более важным вещам.

Воронки продаж

Научитесь выстраивать хотя бы простые воронки продаж, чтобы эффективнее продвигать свой продукт. Так вы поймете на каком этапе находится клиент, что ему сейчас требуется для принятия решения и как это реализовать. Прямая продажа в лоб тоже иногда эффективна, но только на короткой дистанции, когда нужно разово поднять продажи. Стабильный доход приносят воронки и правильная работа с ними.

Отношения с клиентом

Станьте другом вашему потребителю. Вы наверняка сами чаще ходите в те места, где вас устраивает сервис и обслуживание, а также отношение к клиенту. Сделайте так, чтобы клиенту было комфортно взаимодействовать с компанией. Еще лучше, если вы будете стараться вызывать эмоции у человека, а не просто механически продавать продукт. В большинстве ниш много аналогов и конкурентов, поэтому потребитель идет к тем, с кем ему комфортно и приятно.

В другой нашей статье мы писали, как мотивировать клиентов делать более развернутые отзывы о вашем продукте.

Поддержка клиента

Не бросайте клиента после покупки. Продолжайте общением с ним, создавайте системы лояльности, сделайте хорошую техническую поддержку и прочие нюансы, через которые вы показываете заботу о потребителе. Это демонстрирует, что вы надежная компания и вам можно довериться. Все это мотивирует людей на повторные продажи и рекомендации вашего бренда своему окружению.

Статистика

Собирайте все цифры, до которых можете дотянуться. Анализируйте эффективность инструментов, сопоставляйте какие из них работают лучше. Чем больше у вас данных, тем глубже вы поймете и поведение своего клиента, и ошибки в гипотезах, и какие каналы продаж у вас ключевые. Не зря так много сервисов по аналитике всего чего угодно. Они помогают посмотреть на бизнес с другой стороны и выявить слабые стороны.

Глобальные выводы

С определенной периодичностью собирайте все полученные данные и достижения, и оценивайте проделанную работу. Это можно делать раз в квартал или раз в полгода. Так вы выясните эффективность своего подхода в целом и сможете сделать коррективы. Это необходимо делать, чтобы не застаиваться на одном месте и вносить изменения, если они необходимы.

Все описанное выше поможет предпринимателю улучшить свой маркетинг. Более глубоко о каждом аспекте вы можете прочитать у нас в блоге или на других ресурсах. Изучайте маркетинг, исправляйте ошибки и не ругайте маркетолога за низкие показатели. Иногда дело не в нем.