Аналитика для самых маленьких: с чего начать собирать данные и как с ними работать
Малый бизнес часто слышит о системах аналитики данных, но далеко не всегда понимает нужна ли она небольшим компаниям. Если послушать отчеты больших корпораций, то от избытка непонятных терминов и количества цифр разного порядка у неподготовленного человека голова пойдет кругом. Но на самом деле не все так страшно, особенно для малого бизнеса, так как начать аналитику в нем можно с базовых данных. В этом материале мы расскажем, с каких данных начать аналитику и как с ними работать дальше.
Зачем бизнесу аналитика?
Компания любого масштаба должна знать свои цифры. Мы не задаемся вопросом зачем бизнесу считать деньги, так как это логично. Но аналитика бизнес-процессов – это то, что деньги приносит. И часто компании не понимают почему в один месяц заработали больше, в другой меньше, сколько и каких товаров заказывают чаще и так далее.
Аналитика – это фундамент бизнеса. На ней стоит успех рекламы, подготовка новой продукции, коммуникация с клиентом и прочее. Даже если вы не совсем понимаете зачем вам знать эти цифры на раннем этапе развития бизнеса, то просто собирайте их в табличку. В будущем вы поймете, что делали это не зря.
Также читайте наш материал о том, как определить, есть ли ваш сайт в топе поисковиков Google и Яндекс.
Что отслеживать?
Необязательно ударяться в самые глубокие аналитические системы. На первых порах будет достаточно отслеживать самые базовые и ключевые показатели:
Трафик. Определите площадку, на которую вы будете вести трафик. Это могут быть интернет-магазин, обычный сайта, Landing Page и так далее. С помощью utm-меток вы сможете определить наиболее эффективный рекламный канал.
Лиды. Это та часть потребителей, которая уже как-либо заинтересовалась продуктом. Они могли позвонить, оставить запрос на сайте, оставить свой контакт и прочее. Это покажет, насколько ваше предложение подходит тем, на кого вы запустили рекламу, а также насколько оно привлекательно.
Продажи. Здесь уже считается конкретная конверсия из лидов. Сколько запросов в принципе дошло до стадии продажи. На этом этапе вы определяете уровень коммуникации с клиентами, как хорошо ведется работа с возражениями и насколько ваш формат продажи удобен в принципе.
Повторные продажи. Этот показатель поможет определить удовлетворенность клиента сервисом компании и качеством продукта. Повторные продажи можно мотивировать программами лояльности, акционными предложениями и прочими механиками.
Этих базовых показателей будет достаточно для того, чтобы проанализировать основу воронки продаж. Дальше можно углубляться в каждый инструмент отдельно. Например, более подробно изучить метрику на сайте, в соцсетях и сервисах таргетированной или контекстной рекламы. Со временем вы поймете, как тот или иной инструмент влияет на конечный результат и каким образом можно повысить его эффективность.
Что делать с данными?
Собирать в одном месте, например в таблице или в CRM-системе и следить за динамикой. В идеале значения должны расти хотя бы минимально. Это будет показывать, что вы делаете правильные шаги. Если же где-то проявится резкий провал или всплеск показателей, попробуйте определить их причины. Это может быть сезонность спроса, слетевшие настройки рекламы или, наоборот, какое-то правильно сработавшее решение.
Дальше вы стараетесь добиться более-менее стабильной положительной динамики и думаете над тем, как ее ускорить или как оптимизировать бюджет, чтобы тратить меньше, а развиваться такими же темпами. Если не иметь на руках данные хотя бы последнего полугодия, то тестировать новые инструменты или рекламные кампании бизнесу будет гораздо сложнее.