SMM – маскот: плюсы и минусы персонажа в маркетинге

Маркетологи любят придумывать идеи для продвижения и ищут дополнительные крючки, за которые можно зацепить потенциального клиента. Один из таких – маскот, выделяющий бренд среди обезличенных конкурентов.

Для старославян и нелюбителей англицизмов поясним: маскот — это персонаж, олицетворяющий собой сообщество людей, организацию, спортивные команды или бренд. Если в спортивных командах он используется как талисман, приносящий удачу и развлекающий толпу, то для бизнеса это маркетинговый инструмент.

Персонаж может быть выдуманным и существующим. В первом случае имеются в виду всевозможные джинны и инопланетяне, во втором – либо образы животных в антропоморфном или привычном виде, либо первые лица компании, либо просто человеческий образ с яркими чертами характера. Отметим, что звезды, рекламирующие бренды, в число маскотов не входят.  Они могут меняться бесконечное количество раз. Маскот же постоянное «лицо» бренда, созданное конкретно под его ценности и характеристики.

Использование персонажа в рекламе имеет плюсы и минусы, как и любой другой маркетинговый инструмент. Вот какие из них встречаются в SMM:

Плюсы

Узнаваемый контент

В этом случае элементарное использование персонажа в постах уже будет выбиваться из общего потока однообразных картинок. А если образ подобран удачно и имеет характерные черты, маскот станет настоящей изюминкой в контенте. Добавим сюда продуманную концепцию поведения героя и как он влияет на подачу материала, и в результате получаем заинтересованную активную аудиторию в соцсетях.

Сеть магазинов с товарами для дома сделала маскотом собственницу магазина и ведет соцсети от ее лица

Олицетворение бренда

Нынешний маркетинг нацелен вызвать эмоции у потребителя. Так он более вовлечен и глубже воспринимает рекламу. Поэтому в качестве лиц бренда часто используют звезд, которые имеют некую лояльность и кредит доверия в обществе. Но контракты кончаются, звезды меняются каждый год, а любая их неудачная выходка в оффлайне скажется на имидже бренда.

Поэтому по всем вышеперечисленным пунктам выигрывает личный маскот. У него не закончится контракт, компания полностью контролирует его действия и не боится его выходок. Да, сил на его развитие придется потратить больше, так как у него не будет собственной аудитории. Однако в перспективе у вас появится постоянный узнаваемый элемент брендинга.

Некоторые компании придумывают персонажей именно под конкретную аудиторию. Так, например, поступил Сбербанк и создал СберКота. Он активно общается с подписчиками, дарит стикеры, ходит в гости к ним на страницы и всячески вызывает эмоции. Стоит ли говорить, что активность в группе зашкаливает, даже несмотря на редкую периодичность постов.

Большая гибкость в маркетинге

Наверняка многим будет интересна трансляция из музея, но она соберет намного больше наблюдателей, если будет вестись от лица кота. Также любой бренд может устроить акцию в помощь бездомным животным, но если ее будет продвигать кот Матроскин, она наверняка получит куда больший эффект.

Собственно, сам персонаж может позволить себе гораздо больше. Интернет полон вирусных роликов, которые получали бешеные охваты только за счет присутствия в них маскота бренда.

Минусы

Неудачный маскот

Придумать персонажа для бизнеса не так уж просто, как хотелось бы. Можно выбрать существующий образ чего-либо, но у любого из них будут уже закрепленные за ним ассоциации. Так что в этом плане можно попросту не додумать какой-нибудь момент, а потом сесть в лужу, представив народу своего героя.

Иногда встречаются перемудренные персонажи, в которых пытались впихнуть все возможные и невозможные смыслы. Поэтому если маскот создается с нуля, будьте внимательней. Даже один элемент, отдаленно что-то напоминающий, уничтожит все ваши усилия.

Уязвимость

Пусть это и не встречается так часто, но все же маскот довольно уязвимый элемент в плане высмеивания. Многие наверняка встречали карикатуры или мемы на популярных коммерческих персонажей. Хоть это и юмор, иногда острая шутка может разрушить весь образ, который выстраивался годами. Кстати, о том, как можно и нельзя шутить, мы писали здесь.

Излишнее актерство

Малый бизнес часто грешит излишним вхождением в роль. Все мы понимаем, что маскот в первую очередь выдуманный персонаж, созданный для маркетинговых целей. Мы можем вовлечься в игру, относительно серьезно общаться в соцсетях и активничать – все это негласные условности, на которые аудитория согласна.

Но некоторые маркетологи вдруг вспоминают детские кружки актерского или писательского мастерства, поэтому социальные сети бренда превращаются в кукольный театр. Текст в постах обрастает излишними деталями и приобретает ненужную стилистику, мешающую воспринимать материал. На первый план начинает выходить сам персонаж и его «история», а не решение бизнес-задач. Здесь главное вовремя понять, что эксперимент не удался и вернуться в привычную канву. Иначе читать вас останутся только любители Донцовой.

Заключение

Маскот — классный инструмент продвижения и, в некотором роде, визуального представления бренда. Если подойти с должным креативом, то велика вероятность создать дополнительную эффективную ассоциацию своей компании. Тем более, это доступно каждому бизнесу, независимо от размеров. Котик Барсик может продавать цветы с подоконника бабушки ничуть не хуже, чем клоун бургеры мировой сети.