Как бизнесу сделать SMM-стратегию

Для того, чтобы достичь хоть каких-нибудь результатов в SMM, нужно иметь план действий. Понимание того, что делать и каким образом, существенно упростит ведение соцсетей без вечного стресса и спешки. SMM-стратегией часто пренебрегают или делают пародию на нее, где вместо структурированных шагов по развитию сообщества — абстрактные желания, которых хотелось бы достичь.

Те, кто считают, что создание SMM-стратегии это сложно и дорого – ошибаются. Реализация самой стратегии может потребовать немалый бюджет, хотя тут все зависит от поставленных целей и оценки собственных возможностей. А вот на создание способен любой предприниматель. Особенно по универсальной системе SOSTAC, подходящей под любые сферы планирования. Она придумана в 1990 году и до сих пор используется во всем мире компаниями разных масштабов. У нее достаточно понятная структура, состоящая из таких пунктов, как:

Анализ

«Что анализировать в самом начале?» спросите вы. Например, прошлый опыт и то, к каким результатам вы приходили ранее. Если же продвижение в соцсетях начинается с нуля, то анализировать, конечно, нечего. Тогда переходите к следующему пункту. Ну а если это уже не первая попытка оседлать социальные сети, отметьте для себя успешные и провальные действия, которые уже реализовывались. Здесь важен любой опыт и будет плюсом, если он уже есть. Тогда можно не распыляться на разные активности и тесты, и точечно уделить внимание более эффективным инструментам, которые уже хорошо показали себя.

Много чего можно почерпнуть, анализируя конкурентов. Об этом подробнее мы писали в другой нашей статье.

Цели

Подробно и четко прописываем себе цели, которых мы хотим достичь по окончанию стратегии. Также не забываем про временные отрезки, за который цели должны быть достигнуты. Иначе условные 5000 подписчиков могут набираться годами — без ощущения того, что что-то делается неправильно. Со временем можно ошибиться, если нет богатого опыта в продвижении соцсетей, но это не критично. По мере выполнения плана уже станет ясно успеваете ли вы в поставленные себе сроки, а также что на это влияет.

Если проблема в неправильной оценке возможностей, то сроки всегда можно перенести, но, если работа буксует по другим причинам, значит стоит с ней разобраться. Будете ли вы ставить цели по каким-либо техникам или же просто напишите их списком — не важно. Главное — понимание того, что вы хотите видеть на финише и где он находится.

Стратегия

Да, это стратегия в стратегии. Промежуточный этап, где нужно обозначить все ключевые аспекты продвижения. Здесь не так важна конкретика и четкое понимание. Мы просто описываем гипотезы и предполагаем, как можем достичь цели. Если сравнить это с написанием картины, то мы делаем набросок карандашом. И если набросок служит для понимания общей композиции, то стратегия помогает в понимании объема работ, в расчете сил и возможностей. Ничего страшного, если по ходу написания изменится изначальная задумка. Вы широкими мазками определяете примерные области работ и, если приходит понимание, что где-то вы не потяните или предположение вероятно не сработает, то лучше отказаться от него на этом этапе, чем в разгар рабочих процессов.

Тактика

Вот уже и производная из проделанной выше работы. Мы разобрали прошлый опыт, выбрали оттуда лучшие решения, обозначили цели, грубо набросали обобщенные варианты достижения целей и теперь пришло время конкретики. На этом этапе определяются конкретные действия, которые предполагают продвижение к точке Б.

Например, в стратегии мы написали что нам нужна реклама в сообществе, в тактике эта задача приобретает более четкие очертания – найти 20 сообществ на такую-то тематику, из них выбрать 5 наиболее подходящих по охватам, согласовать рекламные посты на публикации до такого-то числа. И так делаем со всем остальным. Каждая гипотеза разбивается на цепочку четких задач и поэтапно исполняется. Плюс тактики в том, что уже на этапе описания задач появится ряд вопросов, на отработку которых будет больше времени, если бы они проявились уже по факту работы. Ну и исполнение маленьких задач не выглядит так устрашающе, чем обобщенный контур заданий.

План

Этот этап больше касается компаний, где SMM будет заниматься не один человек, а целая команда. На начальных этапах каждому члену команды нужно указать зону его ответственности. Это помогает избежать конфликтов на работе, ухудшение рабочих процессов и внести ясность кто за какие задачи отвечает. Так руководителю будет проще контролировать выполнение стратегии, а работники не будут между собой спорить, перекидывая друг на друга ответственность. Чем четче распределены роли, тем меньше шанс возможных недопониманий.

Контроль

Начинали мы с анализа прошлого опыта, а заканчиваем анализом настоящих действий. Когда все уже расписано и начало реализовываться, нужно не забывать периодически сверяться с планом. Все ли все успевают, в каком темпе выполняется работа, реальные ли установлены сроки, появились ли непредвиденные обстоятельства, о которых вы не подумали на этапе «Тактика» и прочее. Любая система нуждается в проверке правильной работоспособности, SMM-стратегия в том числе. Так вы всегда будете держать руку на пульсе и понимать в каких аспектах стоит поднажать, а какие этапы оказались легче предполагаемого. И не стоит бояться вносить изменения, если по мере работы появились неожиданные решения, которые могут ускорить процесс.

Итог

Есть и другие техники, решающие эту задачу, но именно SOSTAC нам кажется более доступной и простой в реализации. Также этот вариант в некотором роде цикличен, так как окончив одну стратегию, вы можете тут же создать другую, начиная с анализа пройденного опыта и продвигаясь дальше по списку. Не забывайте, что работа по описанному плану гораздо проще и продуктивнее, чем импровизация во время продвижения.