Анализ конкурентов: на что обратить внимание

Мы часто слышим про анализ конкурентов. Все вокруг советуют подсмотреть удачные решения у коллег по цеху. Ведь зачем совершать ошибки, если их уже кто-то совершил до тебя, так? Так-то оно так, только когда ты уже находишься в сообществе конкурирующей компании начинаешь понимать, что не знаешь на что обратить внимание. Ну посты, ну какая-то активность, а дальше что? В результате все заканчивается получасом безуспешного листания чужих групп и совершенным выводом что «у всех все одинаковое». Максимум возьмете на вооружение пару интересных рубрик себе в контент-план.

На деле же данных, которые можно вытянуть из чужих групп, гораздо больше и времени это займет дольше, чем ожидалось. Недостаточно пройтись по трем или пяти пабликам вашей ниши и посмотреть, что там лайкают подписчики. Это вообще ни о чем не скажет. Вот на какие составляющие корпоративного сообщества стоит обратить внимание, анализируя оппонентов:

Анализ контента

Смотрим на такие аспекты, как:

- Темы постов

- Подача контента

- Визуальная составляющая

- Частота и тайминги публикаций

- Реакция аудитории на контент и наличие накруток активностей

- Работа с пользовательским контентом

Чем больше выводов вы сможете сделать из списка выше, тем лучше. Посмотрите какие темы и посты понравились подписчикам больше всего, а также постарайтесь понять почему. Угождать постоянно не удастся — даже самый лакомый контент может приесться, так что чем яснее для себя вы опишите причину успеха поста, тем проще будет это использовать. Не нужно умышленно додумывать какие-то маркетинговые термины, пытаться углубиться в психологию потребителя и все такое прочее. Пост мог понравиться просто потому, что он забавный или подан в виде жизненной истории, которая воспринимается легче сухого описания. Но важно также понимать, чем пост зацепил а также преположить, смог ли он привести к конверсии. Кстати, мы уже писали о том, почему посты не продают.

Визуальная составляющая так же важна, особенно в Instagram. Определите какой стиль в основном цепляет вашу целевую аудиторию. И совсем не обязательно что дизайн должен соответствовать последним трендам. На определенную часть людей до сих пора работают шаблоны из Snapseed и если они увидят что-то более дизайнерское, то могут посчитать что этот продукт им не по карману. Точно такие же приемы применяются и при создании сайтов, где оформление умышленно делается «попроще», чтобы не отпугнуть ЦА.

Частота постинга и тайминги в большинстве ниш не играют решающей роли. Главное качество поста и решает ли он задачи. Не нужно выдумывать тему для четвертого поста за день. Если нечего сказать, то лучше подождать появление повода. Но если вы заметили, что частый постинг именно в вашей сфере приносит свои плоды конкуренту и понимаете, что осилите такой же ритм, то, конечно же, создавайте контент-план основываясь на этих данных.

На что стоит обратить особое внимание — это реакция подписчиков. Комментарии, распространение контента, лайки, появление пользовательских постов — все это показывает, насколько удачная контент-стратегия выбрана конкурентом.  Оцените накручена ли активность и, если с этим все чисто, вам определенно стоит взять на вооружение парочку идей из этого сообщества.

Анализ рекламы

В зависимости от соцсети, выберите нужный парсер, который поможет вам подсмотреть рекламные объявления конкурентов. Или подпишитесь на них, и тогда в случае использования ими таргетированной рекламы, объявление, скорее всего, покажется в вашей ленте.

Наткнувшись на их рекламу, оцените визуал и текстовую составляющую.

Не столь важно таргет это или же рекламный пост у блогера, главное, понять почему объявление написано именно так, насколько оно информативно и доступно, почему используется такое изображение и так далее. Спуститесь в комментарии и гляньте реакцию пользователей на этот пост.

В рекламные активности можно отнести и конкурсные механики. Посмотрите, насколько часто они проводятся, какие призы, сколько подписчиков пришло, насколько они целевые, были ли заказы и прочее. Так же стоит обратить внимание на призы — своя это продукция или абстрактный «ящик с киндерами». Мы советуем разыгрывать только свои товары, чтобы получить двойной эффект от конкурса — и продукт дать оценить, и увеличить подписчиков.

Анализ взаимодействия с аудиторией

SMM — это также и про коммуникации. Все-таки речь идет про социальные сети, а сюда люди приходят за развлечением и общением. Поэтому то, как вы общаетесь со своей аудиторией, влияет прямым образом на успешность продвижения. Так что просмотрите все комментарии последних записей, обсуждения, постучитесь в личку и позадавайте вопросы. Оцените уровень общения, скорость ответов, в каком тоне строится диалог и насколько развернуто подается информация.

В открытых коммуникациях вы сможете увидеть ответную реакцию аудитории: как они взаимодействуют с комментариями бренда, устраивается ли их тональность общения, решаются ли запросы клиентов или же администраторы отвечают общими фразами. Так вы не только оцените общий уровень коммуникации на рынке, но и узнаете в каком формате диалог устраивает пользователей больше.

Вывод

Анализ конкурентов важный этап при создании SMM-стратегии, особенно на начальном этапе. Практически любая ниша так или иначе представлена в соцсетях, поэтому всегда есть возможность подглядеть успешные решения и избежать явных ошибок, сделанных до вас.

Не стоит слепо копировать весь контент-план понравившегося вам сообщества. Возьмите интересную рубрику в одном месте, формат подачи контента в другом, элементы дизайна в третьем паблике. Но даже этого должно быть не больше 30% от общей концепции вашего SMM. Тестируйте удачные находки, но не забывайте и про уникальный подход. Все-таки оригинальные решения всегда лучше скопированных.