Маркетплейсы для бизнеса: плюсы, минусы и зачем нужны
Мы привыкли, что онлайн-магазин конкретного бренда обычно представлен в виде сайта или хотя бы сообщества в соцсети. Теперь же не нужен даже профиль в Instagram, чтобы успешно продавать свой продукт по всему миру. И возможно это стало благодаря маркетплейсам.
Маркетплейс – это онлайн-площадка, на которой любой желающий, соблюдая ее правила, может открыть магазин и продавать товары своего бренда.
Самые популярные из них Ozon, Aliexpress, Яндекс.Маркет и прочие. Все они имеют свои условия открытия магазина, формат сотрудничества и модель продвижения. Поэтому под каждую отрасль нужно выбирать свою площадку. Какая-то больше ориентирована на handmade-продукцию, какая-то делает упор больше на услуги и так далее.
Если провести аналогию, маркетплейс представляет собой гипермаркет, на полках которого любой может разместить свой товар. Ваша задача, как продавца, выполнять обязательства и соответствовать правилам сервиса. Задача гипермаркета приводить потребителей.
Читайте также нашу статью о трендах в e-commerce.
Плюсы маркетплейса
Подобные сервисы упрощают жизнь некоторым продавцам, а также могут стать основным источником заказов. Вот какие плюсы имеются в маркетплейсах:
- Постоянный трафик. Вам не нужно заморачиваться над продвижением, это площадка сделает самостоятельно. Многие из них закупают рекламу в поисковиках, соцсетях, а также устраивают глобальные рекламные акции. Например, черная пятница в Aliexpress.
- Расширение аудитории. Если прийти на интернациональный маркетплейс, то продавец может расширить продажи своей продукции на весь мир. Это позволит продавать некоторые позиции гораздо дороже, чем на родине.
- Уменьшение трат на рекламу. Поток заказов может полностью покрывать производственные мощности компании. Следовательно, трат на рекламу фактически нет. Только комиссия самого сервиса с каждой продажи.
- Малая маркетинговая нагрузка. Предпринимателю не нужно создавать сайт, запускать соцсети, заморачиваться их наполнением и продвижением. Он приходит на маркетплейс и сразу же начинает продавать без всего вышеперечисленного.
- Быстрый старт. Можно запускаться даже с единичными позициями. Площадка дает вам заинтересованных потребителей, чьи потребности нужно удовлетворить. Искать первых клиентов малоизвестному бренду самим не нужно.
Минусы маркетплейса
Несмотря на все преимущества ресурса, здесь не совсем так просто. Некоторые плюсы могут также оказаться и минусами. И вот какими:
- Зависимость от правил. Не все правила комфортны продавцам. Где-то они мешают открыть свой профиль, где-то просят большую комиссию. Также могут во время своей акции заставить вас сделать невыгодную скидку. Тут уже каждый сам решает подходят ему правила или нет.
- Высокая конкуренция. Такие приятные условия привлекают много брендов, независимо от их размера. На маркетплейсах примерно все равны, поэтому продукт должен быть соответствующего качества, иметь привлекательные изображения и хорошо заполненную карточку товара.
- Отсутствие маркетинговой гибкости. Отсутствие своей площадки приносит некоторое ущемление в продвижении. Если на своем сайте вы могли придумать личную акцию или устроить интерактив, то в большинстве маркетплейсах самостоятельно вы подобного сделать не можете. Не везде даже есть возможность напрямую связаться с покупателем.
Итог
Маркетплейсы чаще всего нужны в двух форматах: как стартовая площадка молодой компании или в качестве дополнительного канала продаж. Минусы хоть и есть, но в большинстве случаев они не критичны, только если продукция не имеет маленькую маржинальность. В остальных случаях маркетплейс – это отличный ресурс, чтобы познакомить со своим продуктом большое количество людей.